Нина Александровна Аронова – “Антонина и художники”

Антонина Петровна Берестова, 1930-е

Активно старалась моя наставница приобщить меня к поэтическим встречам, сама она посещала их с тех пор, как поселилась в Москве (середина 20-х годов). Кумиром её в это время, да и позже, был Маяковский, его встречи с молодёжью в Политехническом музее она старалась не пропускать. Зная об этом интересе к поэту, Вероника Витольдовна Полонская пригласила Тоню на дружескую вечеринку к Владимиру Владимировичу. Но при одном условии – приходить без мужа: она-то Яншина не приводила с собой. Я как-то спросила Тоню, как муж Полонской, известный артист Михаил Яншин, реагировал на роман  своей жены. «Положительно», – ответила она, – он гордился, что его жена очаровала такого выдающегося человека».

Для Антонины же участие в вечеринке без любимого Коли было неприемлемым, отказалась…

Свою библиотеку Антонина активно пополняла поэзией. С 20-х годов у неё хранились  дешёвые издания (похожие на самиздат) стихи поэтессы Гуро, И.Северянина, Александра Китаева (сборник «Оранжевый колорит» 1921 год издания) и т.д. В её библиотеке я обнаружила первое издание поэмы А. Блока «Двенадцать», прижизненное издание В. Маяковского в 4-х томах. В период, так называемой хрущёвской «оттепели», были изданы А.Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, но тиражи не соответствовали спросу. В библиотеки попадали издания этих поэтов по одному экземпляру. Вот и застала я однажды Антонину Петровну, переписывающей в толстенную тетрадь стихи А. Ахматовой, в холле  Центральной больницы, а предписан ей был постельный режим…

«Книгу дали только на один день», – оправдывалась Тоня.