Поток «течений»

Валерий Алфеевский "Володя Костин копирует "Мадам Сомари" Ренуара", 1929 Москва, собственность автора
Необыкновенное чувство праздничности и ожидания чего-то необычного, нового и значительного неизменно испытывали я и мои товарищи, когда мы обычно в воскресные дни шли на вернисаж выставки какого-либо одного из многочисленных объединений художников тех лет.
Хотя в 20-х годах выставок было несколько меньше, чем сейчас, но каждая несла в себе заряд особой энергии, потому что почти всегда выражала одно из борющихся направлений в искусстве, добивающихся наибольшего признания в художественной среде и у массы зрителей, стремившихся утвердить свои принципы как наиболее передовые и чуть ли не единственно верные.
И мы, зрители, особенно начинающие художники, в поисках своего пути были невольно вовлечены в эту борьбу, сочувствуя и примыкая то к одному, то к другому течению, нередко, впрочем, меняя их. Захватывало это приобщение к искусству, к смелым, неожиданным экспериментам и творческим поискам уже известных мастеров и совсем молодых художников.
К 1924 году, когда я стал постоянным посетителем выставок, уже кончили свое существование самые крайние «левые» направления и группировки. Многие из них состояли всего из двух-четырех человек и существовали недолго, один-два года. Последнее их выступление было в 1924 году на дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, открывшейся на Тверской улице в доме, стоящем против Музея Революции. В небольших комнатах разместилось, наверное, с десяток отдельных групп. Некоторые из них в следующем году объединились в одну группу и составили ядро «Общества станковистов» (ОСТ). На дискуссионной выставке, кроме будущих остовцев, участвовали конструктивисты и беспредметники.