“Кто там шагает правой?” Главы из первой части воспоминаний В. И. Костина

Но не только искусство этих художников, вызывавшее в 20-х годах большой интерес у посетителей выставок тех лет, не говоря уже о художественной среде, но и творчество таких, признанных сейчас широкой общественностью мастеров, как Фаворский, Сарьян, Сергей Герасимов, Матвеев, Павел Кузнецов, Кончаловский, Лентулов, составляющих цвет нашего искусства, подвергалось в конце двадцатых — начале тридцатых и даже в сороковых годах самой грубой, примитивной и резко отрицательной критике. Немногие полностью выдержали ее нападки. Большинство художников под влиянием этой критики стали работать хуже, нередко теряя ценные индивидуальные свойства и особенности своей живописи.

На выставках «Цеха живописи» Шевченко показывал до двадцати пейзажей, портретов, жанровых композиций маслом, гуашью и акварелью, отмеченных, как бы мы сейчас сказали, поэтическим видением мира. Тогда же они мне открывали некоторые новые возможности н живописной трактовке природы, по сравнению с тем, что узнавали я и мои сверстники из картин русских и французских художников XX века. Мы уже понимали, что без какого-либо, хотя бы частичного освоения уроков Сезанна в современной живописи обойтись невозможно. И эти традиции довольно ясно ощущались в живописи Шевченко, но он умел соединить их с очень своеобразным лирическим настроением. Мне и моим друзьям нравилась любовь Шевченко к черному цвету, который облагораживал колорит его картин. Надо заметить, что в то время мы не любили светлой и яркой живописи, она как-то не отвечала нашему ощущению времени, нашим представлениям о серьезном, демократическом и строгом искусстве, к которому все мы стремились. В картинах Шевченко мы как раз и находили черты, отвечающие нашему представлению о современной живописи вообще и о культуре цвета.

Кроме Шевченко, обращали внимание на выставках общества и некоторые работы его учеников—особенно умелые, но очень приближающиеся к произведениям своего учителя, работы Барто, экспрессивные и в то же время строго построенные композиции Голополосова из жизни рыбаков и начавшегося индустриального строительства, обобщенные и выразительные портреты и жанровые сцены Голованова, отличающиеся какой-то особой присущей художнику и в то же время красивой живописью. Интересны были и композиции Каптерева с их темным и густым колоритом.

К концу 20-х годов возникла и еще одна группировка молодежи, преимущественно из учеников Роберта Фалька. Они назвали свое объединение «Рост» и организовывали выставки в рабочих клубах. В этом обществе начали свой путь в искусстве Татьяна Маврина, Евгения Малеина, Николай Ромадин, Семен Чуйков, Надежда Кашина, Лева Зевин, Миша Недбайло, Виктор Плохинский, Петр Толкач, Саша Щипицын, Ольга Соколова.