“Кто там шагает правой?” Воспоминания В.И. Костина Часть III: 1940— 1950-е годы

П.П. Соколов-Скаля "Илья Муромец и Святогор", 1947

В целом в этой рецензии отмечались как нежелательные — академические тенденции, мрачный или вялый колорит многих картин, боязнь художников искать творчески новое, смелое решение образов.

Открытие третьего и четвертого филиалов выставки дало мне основание выступить в «Вечерке» еще с одной статьей, где я хотел более всего выделить лучшие в художественном отношении работы и поэтому начал с анализа скромных пейзажей Н.Крымова, которые вызывали у меня, как зрителя, сложные ощущения. Крымов очень выверенными тональными цветовыми отношениями достигал убедительной передачи состояния пейзажа, но в то же время его образы природы были лиричны и их поэзия очень своеобразно сочеталась со строгой объективностью и точностью самого видения художника. Поэтичность и лиризм в произведениях художников играли, на мой взгляд, существенную роль в общем развитии нашего искусства. Вот почему из всех тематических картин я выделил работы тогда еще малоизвестных живописцев, в которых были элементы поэтического решения образа, в частности, картину И.Беляковой о Ленине и Крупской перед их отъездом в Россию в 1917 году и еще образ матери, много испытавшей в годы войны, написанный М.Добросердовым.

Статью закончил словами о том, что самой слабой стороной многих наших художников нужно считать неспособность к поэтически-образному претворению жизни, что много есть художников, и среди них немало известных, подменяющих образ внешне правдоподобным изображением, а одухотворенность творчества — ремесленничеством. О Всесоюзной выставке 1947 года мне не удалось написать статью, но явилась возможность выступить на ее обсуждении. Пожалуй, я говорил более остро, чем мои товарищи, участвовавшие в дискуссии.

— Напрасно,— говорил я,—думают авторы слабых, а нередко и антихудожественных работ, посвященных важнейшим явлениям нашей жизни и образам лучших людей страны, напрасно они думают, что можно занять действительно почетное место в нашем реалистическом искусстве, если не уметь эти важнейшие темы выполнить художественно, с подлинно творческим подъемом. Нельзя забывать, что сама идейная сторона произведения, сам замысел неизменно будет понижаться, а то и просто исчезать, если его художественные средства невысоки.— В доказательство этого я критически рассмотрел картины и портреты, посвящение руководителям государства, художников В.Яковлева, Б.Карпова, И.Тоидзе, В.Ефанова, А.Герасимова и Д.Налбандяна.