“Кто там шагает правой?” Воспоминания В.И. Костина Часть III: 1940— 1950-е годы

А.А. Пластов "Сенокос", 1945

Обычно при оценке выставок я объединял, с одной стороны, тех, кто, на мой взгляд, шел по пути внешнего правдоподобия в изображении жизни, не раскрывая своего индивидуального восприятия явлений, и с другой стороны—тех, кто стремился к художественно-поэтическому образному выражению действительности, внося к тому же свой, пусть даже небольшой, вклад в общее развитие передового современного реалистического искусства.

Кроме того, признавая важность изображения больших явлений и событий государственной жизни, я считал необходимым, чтобы эти произведения решались с не меньшей художественной требовательностью, чем работы на бытовые, исторические, лирические темы.

Эта моя, казалось бы, столь правильная установка стала, однако, основной причиной самого резкого отношения к моей критике и ко мне самому со стороны некоторых художников и искусствоведов, занимавших видные административные и общественные посты. Критикуемые мной произведения они объявляли ведущими, выдвигали на премии, дорого оплачивали.

Совершенно очевидно, что эти последние обстоятельства привлекали многих слабых, карьеристски настроенных художников к исполнению подобного рода работ, поскольку для их выполнения заказчики не требовали особо художественного решения, а лишь обычного ремесленного умения. В то же время эти работы сулили авторам многие блага жизни. Борьба с подобными тенденциями была одной из задач критики и в том числе и моей публицистической работы.

С другой стороны, хорошие, талантливые художники почти никогда не брались за важные государственные темы не потому, что они не хотели писать их по идейным соображениям, но исключительно из-за того, что их творчество было устремлено к более простым жизненным сюжетам, которые они знали и могли наблюдать непосредственно в жизни. Этих художников не увлекало сочинение больших композиций с использованием фотографий. Но, тем не менее, хорошие работы на важные государственные, главным образом исторические темы появлялись, например, большая картина «Выступление В.И.Ленина на III съезде комсомола» Б.В.Иогансона, написанная совместно с группой молодых художников.