Кроме этого, Сажин нашел элементы натурализма и в картине «Сын вернулся» Сергея Герасимова, и в одной, действительно слабой, картине И.Грабаря, изображающей Сталина в Сольвычегодской ссылке.
Статья кончалась призывом выступать против упрощенного понимания современной темы, против голой сюжетности. Нужно,— писал Сажин,— «чтобы наше искусство нашло совершенную художественную форму, выражающую высокие идеи нашего общества».
Все положения статьи настолько отвечали требованиям и взглядам большинства московских художников и искусствоведов, что всколыхнула она буквально весь МОСХ. Через десять дней после ее опубликования днем в МОСХе состоялась встреча руководства Союза с автором и редакцией «Комсомольской правды», а вечером этого же дня началась трехдневная, вошедшая в историю МОСХа, дискуссия о натурализме.
Собравшиеся еще на дневное узкое заседание горячо поддержали статью и определили характер ее обсуждения на вечерней дискуссии. В своем выступлении на встрече с редакцией газеты я сказал, что статья пробивает брешь в чинопочитании, робости и групповщине, существующих в нашей критике. Я не мог не остановиться на положении критиков, берущих на себя труд говорить о недостатках наших художников. Каждый автор статей знал в те годы (увы, впрочем, не только в те годы, но и сейчас), какие споры приходилось выдерживать в редакциях, чтобы оставить в статье критические замечания, особенно касающиеся работ видных художников. Я привел случай со мной, когда в редакцию одной газеты принес статью о выставке, а меня прямо на пороге комнаты спрашивают:
- Налбандяна ругаешь?