“Кто там шагает правой?” Воспоминания В. И. Костина Часть II: В годы тридцатые

Художкоры

Помимо написания статей и организации материалов по изоискусству для «Комсомольской правды», основное, чем пришлось мне заниматься в редакции,— это проводить очередной конкурс рабочих художников-корреспондентов и организовать для лучших из них изокружок при редакции.

Я очень увлекся этим делом. До этого, читая газету несколько лет подряд, следил за рисунками художкоров, публикуемых в «Комсомолке» чуть ли не каждый день. До меня было проведено четыре конкурса, шел пятый. За все время в конкурсах участвовало около пяти тысяч человек, приславших множество карикатур и рисунков. Уже выявилось несколько наиболее талантливых ребят и среди них Борис Пророков из Иванова. В конкурсе 1929 года, жюри которого состояло из Д. Моора, В. Дени и А. Дейнеки, Борису была присуждена первая премия, что дало ему возможность поступить в 1930 году в Московский полиграфический институт. Однако он пробыл в нем всего полтора года. В середине второго курса Д. Моор направил его на практику в Можайск в районную газету. Секретарем райкома была М. М. Костеловская, получившая до этого большую известность как редактор журнала «Даешь!», отличавшегося высокой полиграфической культурой, цельностью конструктивного стиля, смелостью и силой политического рисунка, осуществляемого Д. Моором, А. Дейнекой, М. Доброковским, В. Когоутом, В. Люшиным, А. Каневским.

Пророкову долго не присылали в Можайск из Москвы замену, а когда он все же явился в институт, его за опоздание отчислили, и он снова уехал в Можайск, посылая время от времени работы и в «Комсомолку». В районной газете он не только много, рисовал,   но и помогал другим писать статьи и фельетоны и даже редактировал стихи.

В начале 30-х годов страна переживала очень сложный период. Это были годы сплошной коллективизации, борьбы с кулачеством, перегибов в сельском хозяйстве, развернутого строительства первых гигантов тяжелой индустрии. Жизнь общества приобретала порой напряженно-драматический характер. Перед политическими рисовальщиками, в том числе и перед художкорами, встали сложные задачи. Пророков полностью и непосредственно включился в политическую работу, сначала в можайской газете, затем в журнале «Смена», где он был назначен главным художником, затем в самой «Комсомольской правде».

Учителями и высшими авторитетами для Пророкова и других лучших художников «Комсомолки» были Дмитрий Стахеевич Моор и Александр Александрович Дейнека. Талант Пророкова развивался необыкновенно быстро. Можно сказать, что на глазах у всех нас вырос неистощимый на выдумки, острый политический рисовальщик, необыкновенно оригинальный, смелый и беспощадный к врагам. Хотя в его рисунках и сказывалось некоторое влияние экспрессионистических рисунков Георга Гросса, но в то же время все более формировался собственный сатирический язык, в котором преобладали гротеск и гипербола.