“Кто там шагает правой?” Воспоминания В. И. Костина Часть II: В годы тридцатые

С. Никритин "Старое и новое" (Современники), фрагмент, 1935

Но были случаи и посложнее. На одно из заседаний совета представил свою огромную картину «Старое и новое» Соломон Никритин. В центре композиции была изображена девушка-комсомолка, рядом с ней, опираясь на колено, комсомолец изучал глобус, слева на холсте была написана скульптура Венеры, а в правой части — безногий инвалид войны. Дискуссия о картине длилась не менее часа, и хотя некоторые члены совета отмечали мастерство выполнения и новизну решения темы, картина была все же дружно отклонена. Сейчас это произведение, нигде не экспонировавшееся, находится в художественной галерее Каракалпакской АССР в городе Нукусе.

Но самый большой успех за всю историю «Всекохудожника» выпал на долю Аркадия Пластова. Об этом, однако, стоит рассказать отдельно.

Явление мастера

Во «Всекохудожник» приходило много разных людей, желающих получить работу; среди них были просто любители, самоучки, молодые люди, только еще приобщающиеся к искусству, и никому не известные старички, когда-то выставлявшие свои работы в дореволюционных обществах и салонах. Чтобы оградить членов правления от знакомства с такого рода людьми, часто очень настойчивыми и требовательными, было заведено правило, чтобы с каждым новым посетителем прежде всего знакомился я, предварительно просматривая его работы. Отказывать приходилось многим, и мне это дорого стоило, я мучился, иногда сомневался в своем решении, снова вызывал обиженного, ездил на дом, смотрел другие его работы и иногда, к большой своей радости, находил, что показать председателю правления Ю. М. Славинскому и художественному совету.