“Кто там шагает правой?” Воспоминания В. И. Костина Часть II: В годы тридцатые

А. Морозов "Крыши", 1935

Это была кооперативная организация «Художник» в системе «Всекохудожника». председателем правления которой был милейший Ювеналий Митрофанович Славинский, видный советский профсоюзный деятель, музыкант по образованию. Он пригласил меня работать секретарем художественного совета. Четыре года полностью были отданы «Всекохудожнику», где я стал не только подготавливать заседания художественного совета, но и был назначен основным консультантом по живописи. За эти четыре года (1932—1936) многие тысячи работ прошли через мои руки, многие художники стали моими друзьями, у сотен я побывал в мастерских, готовя заседания совета и выезжая на консультации.

Заседания художественного совета проходили открыто. Каждый раз зал на Кузнецком, 11, заполняла большая толпа художников. Перед эстрадой расставлялись стулья для членов совета, в котором состояли виднейшие художники и критики. Аккуратно приходили — И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, К. Ф. Юон, И. И. Машков, Н. П. Крымов, Б. В. Иогансон, С. В. Герасимов, А. В. Бакушинский, О. М. Бескин, Н. Г. Машковцев. Председательствовал всегда Ю. М. Славинский. Обсуждали картины подробно и внимательно. Все заседания совета стенографировались. Из-за присутствия толпы художников, стоящих сзади и жадно ловивших каждое слово членов совета, выступающие не могли особенно вилять и делать неискренние или несправедливые замечания. В таких случаях толпа начинала гудеть и кто-нибудь из членов совета, улавливая отношение аудитории, возражал выступавшему. Но часто суждения были очень справедливы и обоснованны. Авторов произведений сажали на стул, лицом к членам совета, и им приходилось тяжело. Однако большинство воспринимало обсуждение их работ как своего рода школу, настолько был внушителен, серьезен и популярен состав совета. Не раз при показе работ раздавались дружные аплодисменты. Я помню, когда Арон Ржезников выставил целую серию пейзажей, Николай Петрович Крымов встал и сказал, что работы близки пейзажам Левитана, которого он считал лучшим пейзажистом не только России, но и всей Европы.

— Да, кроме того, посмотрите, пожалуйста, на этого молодого художника,— сказал Крымов,— он и сам очень красив и внешне тоже похож на Левитана.

Очень доброжелательно встретил совет пейзажи, написанные Костей Дороховым в Донбассе. С этого показа Дорохов пошел в гору, его работы стали приобретать музеи.

Большой успех был и у Саши Морозова, когда он показал сразу около сорока своих темпераментных, бурно написанных пейзажей. Целым событием было обсуждение картин Тараса Гапоненко «К матерям обедать», Володи Одинцова «Первые стихи», жанровых композиций и интерьеров Николая Ромадина. Все эти работы вошли затем в историю советской живописи.