“Кто там шагает правой?” Воспоминания В. И. Костина Часть II: В годы тридцатые

А. Пластов "Купание коней", 1938

Пластов был творчески неистощим, задумывал и выполнял все более сложные картины. Одной из лучших была его большая композиция «Купание коней», написанная в 1938 году к выставке «XX лет РККА». Смелым было для того времени изображение обнаженного юноши во весь рост, стоящего на спине плывущего коня, в ярком блеске солнечных бликов на воде.

Но сколько бы свежих и сильных картин Пластов ни писал, печать, критики-вульгаризаторы и руководители художественных учреждений, признавая мастерство художника, очень критически оценивали почти все его произведения.

Мы очень дружили с Пластовым, часто и много переписывались, когда он жил в Прислонихе, и виделись почти каждый день, когда он приезжал, обычно зимой, в Москву. Он был большой общественник, не пропускал выставок, собраний, диспутов и очень ярко выступал на них. Несмотря ни на какие препятствия, его знание подлинной жизни деревни, его грандиозная творческая энергия и трудоспособность, его мастерство пробивали дорогу его искусству и постепенно завоевали симпатии противников и хулителей его живописи. Он был избран академиком, получил звание народного художника, хотя в то же время типаж его картин стал несколько однообразен, он меньше обращал внимание на композицию картины, подчиняя ее случайностям жизненных наблюдений. Однако Пластов до конца в лучших своих произведениях оставался великолепным мастером, ярким представителем московской школы живописи, именно той ее линии, которая в предреволюционные годы определилась более всего в творчестве В. Серова и К. Коровина.

В 1956 году я написал о Пластове монографию — первое прижизненное исследование его творчества.