“Кто там шагает правой?” Воспоминания В. И. Костина Часть II: В годы тридцатые

В самый накал борьбы разных художественных группировок, и особенно борьбы с вульгаризаторством, мещанством, администрированием и бюрократизмом, для многих из нас оставался путеводной звездой Маяковский и его поэзия, его беспощадно-сатирическая драматургия. В образах Присыпкина и Победоносикова в пьесах «Клоп» и «Баня» сосредоточились, казалось на все пороки закрепившейся бюрократии, все чванство, глупость, мещанство жаждущих власти мелких людишек, буржуазных перерожденцев. Многих конкретных представителей новой бюрократии и мещанстин разоблачала   на  своих страницах  «Комсомолка», но в пьесах Маяковского и в постановках Мейерхольда они получали такое предельно яркое и полное воплощение, что мы снова и снова ходили на эти спектакли, аплодируя до боли в руках Ильинскому и Штрауху, блестяще воплотившим сатирические образы.

Когда готовилась к постановке «Баня», Владимир Владимирович одновременно готовил и свою замечательную выставку «20 лет работы». Мы с моим другом Лешей Решетовым несколько раз ходили на нее, рассматривая книги, плакаты, рукописи и многочисленные записки, которые присылали ему слушатели диспутов и выступлений поэта. Однажды мы застали на выставке самого Маяковского и подошли к нему. Узнав, что мы художники, он просил нас высказаться о его рисунках в «Окнах РОСТА». Мы начали довольно подробно и благожелательно разбирать их, чем он очень заинтересовался, но его вскоре позвали, и он условился встретиться с нами еще раз на выставке. Увы, эта встреча не состоялась, а через месяц с небольшим, однажды, когда мы занимались с Лешей в его комнате, к нам пришел распространитель подписных изданий, который приносил нам книги, и возбужденно рассказал, что несколько часов тому назад застрелился Маяковский…

Мы бросились на улицу, к трамваю, идущему к Лубянке. Вбежали во двор дома, даже пытались подойти к двери квартиры Маяковского, к тому времени почему-то еще открытой, но вскоре нас и многих еще других возбужденных, подавленных и растерянных людей попросили разойтись. Потом пошли дни прощания с телом поэта, скорбные очереди в тесном зале и на обширном дворе особняка на улице Воровского, удивительно умиротворенное и очень доброе лицо Владимира Владимировича, покоящееся на белом изголовье, и. наконец, похороны, строгий черный катафалк и многочисленная толпа людей, провожающая в последний путь великого своего современника.

Организация хотя и необычная, но…

В конце 20-х и в 30-х годах была в Москве интересная, хотя и довольно странная организация. Она снабжала художников материалами, предоставляла им договоры и заказы, устраивала выставки и имела свое издательство. Здесь деньги, заработанные на продаже расшитых платков и шалей, керамических изделий и игрушек, шли на обеспечение нерентабельной работы станковых живописцев. Художники в этой организации были всякие, фактически каждый человек мог принести свои работы, и если они нравились руководству, с автором заключался договор и выдавался аванс. Здесь каждый художник мог рассчитывать, в случае нужды, на немедленную помощь. Я сам был свидетелем того, как однажды два художника, муж и жена, жившие в Царицыне под Москвой и снимавшие часть домика у хозяев, пришли к председателю правления этой организации и сказали, что если завтра они не отдадут хозяину пять тысяч рублей за квартиру, он их немедленно выселит, хотя жить им больше негде. Председатель нежно посмотрел на молодую пару, вздохнул и пошел в магазин красок, принадлежавший этой организации, взял из кассы пять тысяч и вручил их при мне художникам. А они расплатились чуть ли не через год несколькими своими работами, не очень-то охотно принятыми художественным советом.